61 Чун Фу 中孚 [Чон-фу]

Верность – Достоверность – Честность

РЕКОМЕНДАЦИИ«Верность может побудить даже дельфинов и свиней доверять вам. Она поддерживает вовлечение в великие приключения, такие как пересечение большого водного массива».

 В этой гексаграмме Ветер находится над Озером. Этот образ естественный и правильный как смена сезонов, растущая и убывающая Луна, приливы и отливы. Все эти циклы – проявления верности.

 Здесь две Иньские линии окружены четырьмя Янскими, отражая открытое сердце и ясный, чистый ум. Эти качества [лежат] в корне верности. Хотя наши первоначальные, неиспорченные умы стали извращёнными, верность может быть восстановлена через практику добродетели.

 В дополнение к центральной Иньской энергии гексаграммы, каждая триграмма имеет центральную Янскую линию, выражающую внутреннюю силу и правдивость, верность правильному. Из-за позиции этих Янских линий образ верности значительно укрепляется.

 Внутренние триграммы, Гора  и Гром , также вносят вклад во внутреннюю гармонию гексаграммы. Гора и Гром представляют покой и движение соответственно. Уместный баланс между твёрдостью, постоянством, непоколебимостью и гибкостью, податливостью, уступчивостью, а также тишиной, спокойствием и действием позволяет вашей верности влиять на других.

 Ветер и Озеро также репрезентуют послушание и радость. В человеческих отношениях они представляют старшую женщину, оказывающую положительное влияние на младшую. Соединяя эти хорошие качества, можно достичь того, за что вы поручились.

 Верхняя триграмма, Ветер, может также символизировать Дерево, а центральная открытость Иньских линий предполагает лодку на озере. Нижняя триграмма, Озеро, символизирует Металл. Взаимодействие этих энергий предполагает металлическое орудие, которое высекает из дерева лодку.

 Чун Фу также символизирует яйцо птицы. Первая и верхняя линия представляют его скорлупу; вторая и пятая линии – белок; а третья и четвёртая – желток. Благодаря верной природе птицы яйцо высиживается, и порождается новая жизнь. Если бы птица-мать была безответственной или невнимательной в высиживании яиц, какой был бы исход?

 Образ птичьего яйца может быть применён к каждой линии гексаграммы. Первая линия как наседка, высиживающая яйца. Вторая линия показывает жизнь, медленно приобретающую форму, как эмбрион, развивающийся внутри яйца. Третья линия представляет стадию, когда птенцы могут либо вылупиться, либо нет, результат зависит от чувствительности наседки. Четвёртая линия означает, что птенцы вылупятся очень скоро; а пятая  что уже вылупились. Верхняя линия как маленькая птичка, которая учится летать. Вначале наблюдается весёлость и предвкушение, но потом она летит слишком высоко, и наступает уныние.

 Что касается направлений и времён года, Ветер ассоциируется с юго-востоком и весной. Озеро – с западом и осенью. По У-Сину, Ветер принадлежит к Дереву, а Озеро  к Металлу. Именно между весной и осенью рост и развитие завершаются полностью. Тем не менее во взаимодействии этих самых энергий на базовом уровне Металл разрушает Дерево. Поэтому скорлупа яйца должна быть сломана, чтобы птица могла вылупиться; дерево дерево нужно обтесать, чтобы изготовить лодку.

 Эти примеры показывают, что взаимодействие всех энергий имеет как созидательный, так и разрушительный потенциал. Оба необходимы в процессе развития, когда мы вновь соединяемся с правдой.

 ЛИНИЯ 1: «Доверие, верность, честность, или целеустремлённость, искренность (преданность своему делу, чистосердечие, прямодушие), приносят мир, спокойствие и удачу. Иные множественные намерения приносят дисгармонию».

 С широкой точки зрения, эта линия удачна из-за своей позиции и соответствия четвёртой линии. Четвёртая линия представляет того, кто чистосердечен, искренен, предан и уверен в себе. Тем не менее если он утратит своё чувство цели и правильную позицию, он также пожертвует миром и спокойствием. Это благословение – сохранять верность устойчиво; иначе вы подобны женщине-любовнице двух мужчин. Это может привести только к беспорядку и неразберихе.

 ЛИНИЯ 2: «Самка журавля призывно кричит из зарослей, и птенцы отвечают на её зов. Это как поговорка: «У меня есть кое-что хорошее, чтобы насладиться. Давайте разделим это».

 Эта линия – центр нижней триграммы. Хотя эта Янская линия в Иньской позиции, она ведущая. Она тверда и верна своим принципам, так что она полезна и выгодна для всего общества. Хорошее взаимодействие со всеми приносит великое счастье. Литературный перевод этого настроения символизируется разделённым с кем-то кубком вина.

 Образ журавля используется потому, что это озёрная птица и её крики могут быть слышны осенью, во время года, соотносящееся с триграммой Озера. Образ Озера также ассоциируется с открытым ртом. Кроме того, эта линия находится в начале внутренней триграммы Грома, которая означает движение.

 Активность открытого рта как призыв самки журавля. Её птенцы могут слышать и узнавать её крик на очень большой дистанции, даже когда она в укрытии. Это означает, что ваше влияние и помощь другим не ограничены расстоянием. Это также подразумевает, что есть ответ на искреннее, идущее от сердца желание.

  ЛИНИЯ 3: «Человек встречает своего противника. Может быть либо битва, либо торжество. Ситуация может привести к пению или к оплакиванию».

 Третья линия слишком слаба для своей позиции и совпадает с верхней, которая слишком сильна для своей позиции. Поэтому, даже несмотря на то, что есть соответствие, оно неподходящее, неуместное. Они соотносятся в путающей, приводящей в замешательство манере, испытывая недостаток в высоких принципах.

 Третья линия полагается на верхнюю как на источник своей силы, так как потеряла свой собственный центр и не независима. Из-за того, что другие не представлены, чтобы оказать помощь, она нерешительна и сильно колеблется.

 Третья линия лежит в основании внутренней триграммы Горы, которая соотносится со спокойствием, тишиной. Она также на вершине нижней триграммы Озера, которая представляет чрезмерность, излишество. Это трудная ситуация, в которой необходимо руководство, но ни на верхнюю линию, ни на слабые смежные с ней нельзя рассчитывать. И-Цзин советует человеку в этом положении собирать свою энергию в центре и культивировать чистосердечность, искренность. Хотя это трудное время, оно хорошо для роста.

 ЛИНИЯ 4: «Луна почти полная. Кобыла убегает от своего самца, но предлагает свою преданность вожаку  первой лошади в упряжке. Никаких обвинений и вины».

 Четвёртая линия совпадает либо с соседней пятой, либо с первой. В древние времена пара лошадей использовалась, чтобы тянуть колесницу. Четвёртая линия как кобыла; её напарник мог бы быть Янской линией либо в первой, либо в пятой позиции. Если она выбирает пятую линию  это будет ей на пользу, выгодно. Если она пренебрегает пятой линией в угоду первой  будет несчастье, неудача, беда. К счастью, отношение четвёртой линии к пятой почти полностью созрело, как Луна достигающая полноты. Грядущая полная Луна предполагает, что наличествующая возможность – важная.

 Для четвёртой линии предпочтительнее и правильнее было бы самозабвенно двигаться и развиваться в направлении пятой, нежели проявлять эгоизм привязанности к прислуживанию первой линии. Она должна пожертвовать личными привязанностями, любовью, чтобы служить пятой линии для цели более важной, чем её личные нужды. Такими действиями человек в подобной позиции может породить удачу, счастье и хорошие обстоятельства. В ситуации конфликта, где точкой преткновения является верность, следует выбирать справедливый, праведный путь и жертвовать эгоистичными личными взглядами.

 ЛИНИЯ 5: «Верность собирает хороших людей. Никаких угрызений совести, сожалений и раскаянья».

 Пятая линия – добродетельный лидер гексаграммы. Влияние её глубокой искренности и высоких принципов, в дополнение к её умению связываться и общаться,  центральная сила, которая объединяет всё. Тот, кто обладает искренностью этой линии, будет успешен в любом предприятии, какое бы ни начал.

 ЛИНИЯ 6: «Петух летает слишком высоко. Бравада, бесцельно дерзкие выходки приносят опасность. Исправьте это».

 Шестая линия как петух, который желает взлететь до Небес. Это описывает человека низкого качества или положения, который пытается достичь слишком высокой позиции.

 Петух, перелетающий с одного высокого дерева на другое, только приглашает неудачу, несчастье и плохую судьбу. Тот, что остаётся на земле, может легко найти червей. Человек, думающий, что летать лучше, чем оставаться заниженным, даже несмотря на то, что это его позиция, создаёт трудности.

 И-Цзин учит балансу, особенно на духовном Пути. Тот, кто верит, что должен вознестись на какие-то искусственные, религиозные небеса, ничем не отличается от петуха, который старается взлететь слишком высоко. Нужно быть честным, а не находиться в заблуждениях и не обманываться. Если человек культивирует добродетель и здоровье, строит сильные жизненные основания и гармоничные отношения  духовное будет естественным результатом. Тот, чья верность неуместна («не на том месте»), только создаёт неприятности и смущение для самого себя и остального мира.

КОММЕНТАРИЙ

 Реальность

 Внимательно всматриваясь в истину духовности из её первоисточника, вы обнаружите, что она может быть выражена только с помощью этой гексограммы. В этой гексаграмме две разорванные линии находятся между четырьмя сплошными, что представляет чистый, открытый и пустой ум. За последние пять тысяч лет культурного развития были созданы и укреплены многочисленные убеждения, обычаи, традиции и доктрины, которые либо способствовали духовному развитию человечества, либо удерживали его. Тот факт, что различия существуют, не должен быть «проблемой», которой он часто является в современном обществе. Вместо этого человечеству стоит развивать понимание, что эти различия – только разнообразные опознавательные признаки и проявления различных уровней духовных достижений.

 Духовно развитые люди весьма забавляются и развлекаются этими красочными, яркими различиями. Они могут получать удовольствие от перемен, изменений, различных вариаций, не привязываясь и не смущаясь, но такое вот смущение являлось причиной множества глубоких конфликтов и войн среди неразвитых людей.

 Собирание правды религиозной действительности, так как она свойственна эволюции рационального ума, очень ценно. Таким образом может быть устранено духовное смущение идостигнута истинная духовная сущность. Давайте последуем за пытливым умом прекрасного бизнесмена и поучимся на его опыте поиска истины.

 В большом китайском городе жил успешный бизнесмен. Когда он был подростком, то был учеником школы Конфуцианства, как и многие другие молодые люди в то время. Он родился в очень бедной семье, и, когда его родители умерли, ему пришлось оставить учёбу и вступить в мир бизнеса. Благодаря усердной, тяжёлой работе и удачно складывающимся обстоятельствам он сколотил существенное состояние к сорока годам. В личной жизни он наслаждался хорошими домами, красивыми садами и комфортом в кругу семьи. Он удовлетворял себя и свою семью вещами, о которых в детстве не смел и мечтать. Однако любимые родители оставались глубоко в его памяти, и его беспокоило, что они не могут разделить с ним его благополучие и наслаждаться им. Один из старых друзей предложил ему традиционное решение.

– Это простой вопрос, и стоить будет  тебе всего ничего – отправить своих родителей на Небеса. Почему бы тебе не пригласить все существующие религиозные группы, чтобы они провели свои ритуалы, что обеспечит восхождение твоих родителей на Небо? Это способ выполнить сыновний долг перед покойными родителями.

– Но какой именно способ работает? – спросил богач.

– Кто знает? Это наш традиционный план действий. Ты сам видишь: это – традиция, когда чьи-то родители умирают. Этот человек посылает за Даосскими жрецами, Буддистскими монахами и монашками и другими, чтобы провести различные ритуалы, которые помогут умершим взойти на Небо. Один из этих методов, вероятно, сработает, но кто знает какой, учитывая, что каждый считается «правильным Путём».

 Богач решил последовать совету друга. С некоторой помощью он смог выбрать лучшие группы для этого особого случая, и великие ритуалы проводились в течение сорока девяти дней. Пока люди стекались на них, его чувства сменились с печали на гордость. Хотя он пережил на собственном опыте много ритуалов и наблюдал за множеством церемоний, касающихся смерти, после того как эти насыщенные дни закончились, он вновь выразил другу беспокойство вопросом:

– Хоть какой-нибудь метод сработал?

– Подобное делается так. Никто не спрашивает об этом. Люди платят за эти ритуалы, чтобы почувствовать, что помогли своим покойным родственникам. Это единственный способ и ответ, который я знаю.

 Бизнесмен сказал:

– Ты и я – успешные бизнесмены. Мы научились быть реалистичными и трезво мыслящими. Я не против траты денег, но мне интересно знать, какой именно способ работает. Я хотел бы сделать больше для своих родителей.

– Это не как с покупкой товара по выгодной цене, когда следует купить побольше! – ответил друг.

 Неохотно богатый бизнесмен отказался от идеи сделать что-то еще, но год за годом множество религиозных вопросов о смерти прорастали глубже в его  голове. Когда его возраст стал приближаться к пятидесяти, некоторые из его давних друзей уже ушли, и он заметил, что и его тело уже не так сильно, как прежде, так что он начал размышлять, медитировать над вещами, которые он никогда раньше не воспринимал всерьёз.

 У него было множество опытов, которые помогали ему решать большое количество проблем и сложностей как в бизнесе, так и в повседневной жизни, но сейчас ему нужна была новая идея. Если деньги могли отправлять людей на Небо – для него это точно не было проблемой, но восхождение на Небо имеет место только после смерти, и никто не смог бы доказать, что это действительно происходит. Принятие этого как должного было абсолютно точно большим риском! Он не возражал потратить деньги на ритуалы, если они были эффективны, но если не были – его хорошая душа могла быть разрушена. Это могло стать серьезной ошибкой, особенно если его богатство использовалось невыгодно и нехорошо. Он также думал, что если бы деньги могли купить разрешение попасть на Небо – злые люди, проведшие великие ритуалы или делавшие пожертвования в храмы, тоже отправились бы туда. Разве такое место, как Небо, могло бы быть настолько неразборчивым?

 После тщательных раздумий он пришёл к логическому выводу, что деньги не могут дать гарантии попадания на Небо. Наконец свет ума «хорошего бизнесмена» подсказал ему, что, несмотря на то, что деньги не могут купить Небо, они могут купить истину земной жизни. Так, он решил опросить различных хорошо осведомлённых людей от религии и других знающих для того, чтобы приобрести эту «истину» из их учений и опыта. Он, конечно, заплатит им, как и в любой другой деловой операции.

 Как хорошему бизнесмену, ему нравился авантюризм этого предприятия. Хотя он не возражал заплатить такую цену, товары должны были быть настоящими и стоящими. Если он сможет собрать правильную, правдивую информацию, чтобы подготовиться к уходу в другой мир, – деньги однозначно можно будет считать удачно потраченными. По крайней мере он будет единственным, кто виноват, независимо от результата.

 Эта идея не была сложна для реализации; нужно было только сделать несколько приготовлений, достичь некоторых договорённостей. Был составлен список хороших учителей, которые могли представить свои традиции и практики. С помощью опытных друзей бизнесмен хотел отфильтровать похожие теории и практики различных религий, чтобы выудить необходимую, ценную по существу правду из каждой. Он настолько страстно желал познать реальность всех этих различных учений, что готов был заплатить большую сумму, имея только одно требование – «суть». Так как у него не было времени на большой курс теории, а также чтобы избежать запутанностей, давались только наиболее важные учения. Его хороший ум, который так грамотно использовался в мире бизнеса, теперь играл роль дотошного, щепетильного покупателя на религиозном рынке.

 Прошли годы, и он стал очень хорошо осведомлён обо всех великих религиях, включая их историю, доктрины и обряды. Он оставался целеустремлённым благодаря своей непрекращающейся любознательности. В процессе обучения он иногда подвергался воздействию предрассудков,  смущений и противоречий определённых религий, пока не смог достичь некоторой стадии просветления. Благодаря этому преимуществу он был способен глубоко размышлять и ясно понимать, что все религиозные расхождения и противоречия были чисто концептуальными. Иными словами, они были просто различными порождениями ума.

 Это было не то, что он надеялся найти. Он хотел достичь чего-то более глубокого и широкого, чем просто общее понимание религий. Теперь он знал, что обычные учителя не могут удовлетворить его потребности. Они могли только научить его некоторым мелким вещам, большинство из которых были богословскими преувеличениями, предназначенными, чтобы успокоить психологические слабости. Основа таких религий не выходит за рамки эмоционального или концептуального уровня, поэтому они не сводятся к чему-то большему, нежели игрушки, успокоители,  заменители, компенсаторы и бегство, так что он решил найти учителя, который был бы достаточно продвинут, чтобы стать для него образцом.

 Найти такого учителя было очень сложно. Только после многолетнего поиска и использования множества источников был найден один из учителей высокого уровня достижений, готовый принять бизнесмена в свои ученики. Прежде чем учитель приехал, богач получил руководство от его помощника, как приветствовать духовного мастера. В присутствии учителя ему стоило лишь представить просьбу или вопрос и избегать инициировать разговор или задавать личные вопросы, например о возрасте учителя, потому что они не получат ответа. Богатый бизнесмен выучил правила этого этикета и пообещал неукоснительно им следовать. Когда встреча произошла, он встретил своего учителя очень уважительно, но забыл, как вести беседу, не спрашивая возраст. Учитель улыбнулся и после долгой паузы сказал:

– Извечное прошлое – моё вчера. Бескрайнее будущее – моё завтра. Из этого неизмеримого настоящего в точке этого момента мы с тобой встречаемся. Королевство Безвременья – то, где я живу, там, где ни возраст, ни время не измеряются. Не используя никаких мерок, мы можем принять людей такими, какими они по-настоящему являются.

Бизнесмен вдруг вспомнил предупреждение, которое получал от советника. Он немедленно попросил прощения и открыто выразил своё желание изучать Тао.

 Учитель потребовал, чтобы 12 рыбок из чистого золота, каждая весом в один катти (16 китайских унций золота), были помещены в лодку вместе с другими подношениями. Лодка должна пуститься в плаванье и удалиться от мирской жизни. Только глухим морякам и слугам было позволено помогать на лодке.

 После того как все было подготовлено, в очень благоприятный день учитель и ученик выплыли в море в сопровождении нескольких моряков и слуг. Они помогали подготовить подношения на манер традиционного ритуала, а затем удалились в своё отделение в задней части салона. Учитель и ученик остались вдвоём. Они педантично сделали подношения Небесному Царству. Затем, к удивлению богатого бизнесмена, учитель брал золотых рыбок и по одной выкидывал их все в океан. Первым позывом ученика было остановить его, но он не осмелился, поскольку рыбки больше ему не принадлежали.

В конце концов он собрался с духом и спросил своего наставника:

– Могу я осмелиться спросить о смысле этого?

Ответ учителя был прост:

– Я просто хотел увидеть, как рыбки снова поплывут.

– Боюсь это, вероятно, не может случиться.

– Почему нет?

– Безжизненное золото нельзя переделать в живую рыбку.

– Это из-за того, что твоё золото недостаточно хорошо?

– Всё золото безжизненно, достопочтенный господин.

Тогда учитель улыбнулся и мягко сказал своему ученику:

– Я рад, что ты тоже это знаешь.

Сначала богатый ученик был поражён пониманием, насколько дорогой урок ему только что преподали, но немедленно ответил учителю:

– Спасибо, сэр. С этого момента, ваш ученик не будет ценить безжизненные вещи. Я буду сохранять прямодушие и искренность, чтобы научиться у Вас Тао.

– Будучи правдивым, что ты уже знаешь о достижении Тао?

– Я знаю, что до сих пор самокультивация больше ценится, чем общепринятое поклонение. Цель самокультивации – достичь естественного умения владеть собой, самодисциплины, зависимости от самого себя, самовоздержания (добровольного воздержания), самосовершенствования, сдержанности, размышлений о себе, самообладания, выдержки, хладнокровия, развития своих способностей, самодостаточности, независимости, самодовольства (быть довольным самим собой), желания оставаться в тени, самоотречения, самопожертвования и подчинения чужой воле (сдаться, капитулировать). Но среди всех этих слов ни одно не может рассматриваться как точное определение для духовной культивации; это всего лишь степени.

– Что отличает самокультивацию от всех остальных путей?

– В общераспространённых религиях власть и авторитет существуют за пределами, не внутри человеческой жизни. Поэтому культ, поклонение считается самой важной практикой широкораспространённых религий. В Даосизме, однако, человек начинает с основания чистосердечной практики и признания, что власть над жизнью – внутри человеческого существа. Так человек достигает осознания истинной внутренней власти. Поэтому процесс самокультивации – главная особенность Даосизма.

 Я не имею в виду, что, раз духовное обучение делает акцент на самокультвации, стоит отвернуться от Божественного Царства. Я имею в виду, что только через индивидуальную самокультивацию можно достичь духовного роста. Через этот процесс роста человек глубоко связывается с Божественным Царством.

 В настоящей практике глубокой духовности человек осознаёт божественное начало в самом себе; не существует действительного разделения Вселенской природы и человеческой собственной божественной природой. В практике общераспространённых религий божественная власть установлена вне человеческого существа. Поскольку последователи этих религий упускают духовную правду цельности, единства и становятся дуалистическими, Божественное Царство ещё сильнее отдаляется от их жизни.  Однако в практике самокультивации не стоит уделять особое внимание личной, индивидуальной святости, чтобы не нарушить связь со Вселенской Божественностью.

– Всё в порядке с уровнем, которого ты достиг, – продолжил учитель, – чему ещё ты хочешь научиться?

– Как поистине достичь Тао, – ответил мужчина.

– Чтобы достичь Тао и стать святым внутри и снаружи, необходимо восстановить целостность своей добродетели. Только через осознание и культивацию добродетели можно передать секрет достижения Тао человеку, – ответил учитель.

– Ваш ученик сделает всё, что Вы предложите, – сказал бизнесмен.

– Терял ли ты когда-нибудь свою добродетель, пока зарабатывал этих безжизненных рыбок?

Бизнесмен собрался с мыслями и осторожно сделал следующее заявление:

– Нет, сэр. Предполагаю, Вы спрашиваете о том, терял ли я добродетель в своих финансовых предприятиях. Я всегда знал, что нельзя отрывать мой жизненный корень от его Небесного источника, и непрерывно старался остаться на верном Пути. В этом настойчиво меняющемся мире я практиковал усердие, искренность, честность, серьёзность, ответственность, благоразумие, аккуратность, бережность, стойкость, смелость, трезвенность, умеренность, порядок, порядочность, любезность, мужество и чистоплотность. В кругу моих друзей и знакомых я заработал репутацию человека праведного, добродетельного, верного, лояльного, достойного доверия, справедливого, полезного, доброго, мягкого, гармоничного, идущего на компромиссы, умеющего сотрудничать, обходительного, вежливого, предупредительного, понимающего, снисходительного и милосердного. В управлении бизнесом я человек верности, безукоризненной точности, уместности, корректности, тщательности,  чёткости и эффективности. Я скрупулёзен в зарабатывании денег и бережлив в их трате. На это моя семья время от времени жаловалась. Однако я верю, что бережлив, а не скуп. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, я веду дневник как средство самоинспекции. Я практикую это долгие годы. В то время как все эти качества – моё  понимание добродетели и собственного достоинства в повседневной жизни, я поистине знаю, что это не то, что я практиковал для других. Я делал это для себя, так что тут нечем гордиться. Я не накопил никаких заслуг перед миром. Я был эгоцентричен в своей любви, самоцентрирован, а целью моей жизни было обрести мирскую силу. Я был человеком мира, хотя осознаю, что божественность и Небеса проявляются своей безграничной добродетельной любовью; что духи отвечают на искренность и что естество Вселенной – основная её реальность. Добродетель Вселенной – быть правдивой и верной.  Добродетель долгоживуща,   власть и сила не длятся долго. Добродетель мягка и тонка, власть и сила решительны и заметны. Я смутно сознаю, что через духовную самокультивацию можно восстановить добродетель своего естества, несмотря на рождение, образование и социальный фон, но я сделал добродетель отличительным признаком моего высокого социального положения. Я был неправ. Сейчас я знаю, что добродетель существует в истинной, чистой природе человеческого существа и может выражаться в разных формах. Простое, чистое естество устойчиво в любой момент времени.

 Хотя моё просветление позднее, я знаю, что добродетель может быть выражена одним словом – доброта, великодушие. Доброта, или великодушие, – первоприрода всех существ. Когда доброта используется для описания первоприроды – это природа истины, красоты, святости, совершенства, законченности, полноты и величия. В действительности первоприрода не может быть точно определена какой-либо конкретной добродетелью. Поэтому, она универсально добродетельна, на уровне Вселенной.

 Зло и грех,  вызванные опытами в социальном окружении, – искажение человеческой истинной природы. Самоосквернение, самозагрязнение и дурные привычки – на самом деле вторая, или ложная, природа. Того, кто пойман в ловушку такого образа жизни, называют потерявшими свою истинную природу. Понимая это, я осознаю, что наша подлинная природа  велика сама по себе. Это Тропа, Вселенский Путь. Поэтому следование Пути – и есть истинная самореализация,  самодостижение и самозавершение.

 Первоприрода человеческого существа – сама природа Неба и Земли и, ещё шире, природа всей Вселенной. Цель всего корректного духовного образования – восстановление этой подлинной природы. Это восстановление не требует, чтобы вы «работали» над чем-то. Как меня учили, чистейшее руководство «неделанья», «несовершения» или «неуклонения» – единственный правильный метод. Чтобы восстановить, исцелить свою утраченную природу и реинтегрировать множество отклонений от неё, человеку необходимо устранить, очистить загрязнения и осквернения в своей повседневной жизни. Такие загрязнения иногда называют применением «надлежащих, целесообразных мер», и они в определённых ситуациях могут быть наиболее уместной или единственно возможной реакцией. Но упорствование и настаивание на «целесообразных мерах» может стать средством самоповреждения. Например, в древнем китайском обществе физическая близость между братьями и сёстрами, отцами и дочерьми, матерями и сыновьями, шуринами (зятьями и свояками тоже) и золовками (а также невестками и свояченицами) была строго запрещена, во избежание соблазна и возможности смешения. Древнему мудрецу Мэн-Цзы однажды бросили вызов следующим вопросом: «Если золовка упадёт в колодец, стоит ли шурину протянуть руку, чтобы спасти её?». Мэн-Цзы ответил, что стоит, потому что это пример действительно надлежащих условий, а не обычных.

 Однако если целесообразное поведение начинает входить в привычку, например помощь своей золовке в каждодневных ситуациях, могут возникнуть проблемы. Подобный же пример с солдатами, которые выполняют множество злых приказов во время войны, но такие надлежащие действия не должны становиться привычными в повседневной жизни, когда заканчивается война.

 Зло и грех могут быть определены как действия или поведение, которые имеют место быть в неуместных местах и временных рамках.  Они не являются абсолютом. Злые люди и настоящие грешники – те, кто привязываются к целесообразному поведению, когда открывают, что это простой способ решения проблем и достижения целей. Тогда такие надлежащие меры становятся привычками, распорядком и, в конечном счёте, образом жизни.

 Людям, которые занимаются самокультивацией, нет необходимости работать, чтобы вернуть свою истинную природу; вместо этого им нужно постоянно очищать загрязнения, с которыми они сталкиваются. Необходимо быть осторожным, чтобы не позволить привычками завладеть жизнью.

 В культивации Вселенского Пути человек культивирует самоинтеграцию. В медитации на Вселенском Пути, человек пробуждает свою истинную природу. Пробуждение и просветление – это не формы духовного высокомерия и надменности, они приходят через глубокое осознание добродетели.

 Культивирование Тао восстанавливает универсальность врожденного, естественного, натурального существа. Оно восстанавливает ментальную и физическую чистоту. Оно реинтегрирует фрагменты и осколки мирских, земных отвлечений и разделяющих опытов. Быть интегрированным – быть единым целым с глубокой природой Вселенной.

 Поскольку природа человеческих существ – природа Вселенной, истинная власть над жизнью и  жизненный авторитет внутренние. Истинный суд, источник приговоров и наказаний также внутренний и соответствует росту самоосознания. Наказание и вина, несчастья и страдания – результаты отклонения от истинной природы. Награды, удовлетворение и истинное счастье – всё приходит с постоянством охватывания  истинной природы. Высочайшая нравственность не связана с требованиями общества, но идёт от полной внутренней гармонии и баланса. Поэтому, высокая мораль – это не результат проповедования, но самосознания, узнавания себя.

 Вселенский Путь и полная интеграция неописуемы, но среди всех отдельно выраженных добродетелей правдивость и искренность (честность) – основные. С искренностью и честностью можно осознать своё истинное существо. Добродетель как прекрасный цветок, со вселенской, универсальной природой человека в качестве корня. Осознание добродетели не приходит через фрагментировнные, разделённые, поверхностные попытки переопределить свою личность и особенности характера. Добродетель должна быть целой, полной, а не частичной. Это называется «Вселенское Существо».

 Все люди знают, что быть добродетельным – ценная вещь, но мало кто знает, что добродетель может стать «тайной мерой» или «оружием», которым нация, семья или человек улучшают своё внутреннее и внешнее существование.

 Добродетель следует практиковать тайно, как молчаливый путь.  Иначе можно обратить её во что-то поверхностное и так не извлечь никакой пользы из своих практик. Если присваивать себе славу за добродетельные действия, ум легко тревожится, а иногда даже разрушается. Примеры такого поведения очевидны в ситуации с мировыми конфликтами. Поэтому тонкая, тайная добродетель – высочайшая.

 Всё, что я чистосердечно делал в течение долгих лет – только подготовка к этому моменту, чтобы я был достоин получить сокровища Тао. Я предоставляю это Вам для проверки, сэр.

Мастер ответил:

– Добродетель, о которой я спрашивал, намного более существенна, чем ты мог подумать. Она основа всей человеческой жизни и не включает в себя философское понимание. Пожалуйста, скажи мне, хорошо ли ты питаешься? Хорошо ли спишь? Регулярно ли испражняешься? Всё ли у тебя в порядке с женщинами? Ты достаточно гуляешь? Это несколько добродетелей нормальной, здоровой жизни. Если у человека проблемы с чем-то из этого, можно не спрашивать, каковы истинные причины разрушения его жизни. Надеюсь, ты не пренебрегал этим?

– Положа руку на сердце, достопочтенный учитель, в отношении этих достаточно личных вещей: после многолетней как успешной, так и неуспешной погони за прибылью, у меня язва желудка, так что я не могу хорошо питаться. У меня частая бессонница, так что и спать хорошо я не могу. У меня регулярные запоры, так что с кишечником тоже не всё в порядке. У меня камни в почках, так что и с мочеиспусканием проблемы. Что касается секса – я импотент. Из-за подагры я не могу далеко ходить. Что касается…

Учитель остановил его:

– Достаточно. Ты утратил добродетель основы жизни. Какой же духовности ты ожидаешь научиться у меня?

– Как достичь Тао, – был полный решимости ответ.

– Прежде всего, – наставлял учитель, – восстанови все добродетели нормальной, натуральной жизни. Мне не нужно больше задавать тебе вопросов, чтобы определить, достоин ли ты. Только после того как ты восстановишь основные добродетели, секрет Тао может быть передан тебе.

 Богатый бизнесмен прислушался к специальным инструкциям и методам, которые ему передал учитель и восстановил все «добродетели», которые утратил. В последние годы жизни он наслаждался хорошим здоровьем. Под различными предлогами многие из его старых друзей посещали его, чтобы спросить, как культивировать Тао. Он всегда смеялся и отвечал:

– Как меня учили, духовное царство не слишком отличается от ведения бизнеса в обычном мире. Необходимо быть практичным в отношении личной культивации. Сначала нужно разобраться со всеми аспектами земной жизни, удовлетворить их, чтобы прожить полную жизнь. Это не включает в себя огромные материальные владения, скорее, полная жизнь сама по себе – сама суть жизни. Этого нельзя достичь, не будучи практичным и реалистичным, приземлённым.

 Я пришёл к пониманию, что духовные достижения чисто личные. Практика должна быть тонкой и тайной. Иными словами, будьте богом в Духовном Царстве и не будьте силой и насилием в царстве земном. Это духовная добродетель. Следует быть духовным примером для людей, будучи осторожным, чтобы не создался сильный духовный образ, поскольку это только порождает конфликты. Если человек теряет духовную добродетель – его учения могут звучать очень красиво, но они не имеют настоящей духовной ценности. Не смущайтесь великими мирскими религиями. Не принимайте пугала и чучела за настоящие существа. Не выбирайте религию, которая сделает вас узколобым, ограниченным, полным предрассудков и предвзятым. Всегда уважайте истинное духовное образование, которое может помочь вам вырасти. Полный духовный рост для человека может быть осознан только через индивидуальный духовный рост. Практикуя истинное благочестие, которое не стоит ошибочно причислять к  узко определённым, ограниченным духовным образцам, можно найти связь с абсолютом Вселенской жизни. Достигая ясности и чистоты, можно превзойти поверхностный культурный и религиозный конфликт. Эта ясность, чистота также позволяет быть безразличным к хлопотливому, беспокойному и грубому, примитивному миру невежества, упрямства, настойчивости и агрессивности.

 Я научился лелеять и заботливо выращивать правду жизни. Я верю, что правда во мне – такая же правда для любой жизни. Это не правда рождает проблемы, а многочисленные непреклонные и негибкие её интерпретации вызывают проблемы в человеческом мире.

 Главная вещь, которую я приобрёл благодаря своему поиску и самокультивации, результатами которой я сейчас наслаждаюсь и делюсь с другими, – отход от расточительного, затратного прошлого. Очистите, сделайте более тонкой, усовершенствуйте и увеличьте эссенцию своего существа, чтобы прожить универсальную, вселенскую жизнь безграничной щедрости.

 Бизнесмен наслаждался большой личной выгодой как результатом изучения Тао, и его духовный рост был достаточно прогрессивным. Однажды, к его удивлению, его навестил Мастер Истинное Золото. По такому драгоценному случаю, он получил дальнейшие инструкции. После визита своего учителя  он дальше учил своих друзей:

– После изучения Тао мы горды своим хорошим здоровьем. Иметь хорошее здоровье  замечательно, но это не конечное достижение. Если бы это было так, то львы, тигры и другие дикие животные, у которых хорошее здоровье, были бы просветленными. Мы также наслаждаемся высоким видением, которого достигли. Но знаете ли вы, что используете то, что ниже, чтобы построить то, что выше? Несомненно, в этом достижении тоже нет места гордости. Более того, вы ригидно и жёстко применяете принцип гармонии ко всем ситуациям, что говорит мне: вы не знаете, что же такое баланс на самом деле.

 Вразрез с популярными, но неправильными представлениями, баланс – это не половина того и половина другого, хотя части могут быть эквивалентны и симметричны. Корректное применение баланса – это не «середина», «половина», как и не компромиссный подход.

Во всех шестидесяти четырёх гексаграммах должна быть балансирующая линия. Применение этого принципа неограниченно. Например: пропорция воды и суши на Земле 70/30. В этом случае таков необходимый, уместный баланс. То же относится и к полушариям мозга, которые разделены вовсе не 50/50. Их истинная равнозначность и баланс происходит от способа их взаимодействия.

 Этот общий принцип применим ко всему. В питании, диете, например, корректный баланс пищи янской и иньской природы не 50/50, а скорее четыре части янской к одной иньской. (Примечание: это можно интерпретировать как сбалансированную пропорцию щелочной и кислотной еды).

 Также рассмотрите «неравномерный», но тем не менее здоровый баланс в человеческом теле: огромное количество красных кровяных телец (yung, или питательная кровь) гармонично работают с маленькой командой белых клеток крови (wei, или защитная кровь). Несмотря на добродетельность их соответствующих функций, произошло бы полное разрушение, если бы их количество сравнялось.

 Распространив это на социальную сферу, мы увидим множество примеров, когда идея 50/50 не должна и не будет работать. Это будет лишь источником бед и несчастий, если, например, страна попытается потратить половину бюджета, или даже больше, на оборону, пренебрегая другими положительными и выгодными сферами: образование, перевозки, технологическое развитие и благотворительность, социальные нужды. В этом случае истинный баланс достигается ближе к пропорции 70/30, где военная сила получает меньшую долю.

 Аналогично, всегда отражая природу, каждая из шестидесяти четырёх гексаграмм выражает отличный образец энергетической конструкции, в которой должна быть найдена соответствующая точка. Только когда обнаружена и осознана эта точка, могут существовать баланс, гармония и общение.

 В каждой ситуации существует зона, в которой сохраняется гармоничный баланс Инь-Ян. Если преступить границы этой зоны, вас ждёт разрушение, и отдельное нарушение, проступок естественным образом встретит соответствующее воздаяние. Применительно к личной жизни, беды отразятся на самом человеке, его семье и на всём, с чем он взаимодействует. В более крупном масштабе эффект естественно намного больше. В истории было много людей, пытавшихся перейти гармонизирующую границу между Инем и Яном, они неминуемо сталкивались с разрушением как результатом личных амбиций. Во всех делах и отношениях эту неприкосновенную, нерушимую линию гармонии никогда нельзя игнорировать.

 Духовно развитые люди должны научиться заглушать свои голоса и не только понимать важность осознания своего добродетельного существа, но и хранить его втайне от других (оставить его неизвестным для остальных). Никогда не гордитесь чем-то построенным снаружи, но всегда содержите с себе нерождённого, вечного, непреходящего и Бессмертного.